Родиной известного русского писателя Сергея Аксакова является город Уфа, где он провел первые восемь лет своей жизни до отъезда в Казанскую гимназию. Интересующиеся творчеством «певца родной природы» первым делом посещают уфмский дом-музей, где он прожил несколько лет. Но аксаковские места есть и в других районах Башкирии. Кумысолечебница, которую основала его внучка, принимает пациентов до сих пор.
Уфимский след в творчестве
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе, в старинной, но небогатой дворянской семье. Отец - Тимофей Степанович служил прокурором земского суда. Мать, Мария Николаевна, урождённая Зубова, была дочерью товарища (заместителя. – ред.) генерал-губернатора Уфимского наместничества.
В Уфе Сергей Аксаков провёл всего несколько лет раннего детства, но родной город и природа Уфимского края оставили в его душе глубокий след на всю последующую жизнь. Воспоминания уфимского периода легли в основу его автобиографической трилогии - «Воспоминания», «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».
Уфимская усадьба Аксаковых в Голубиной слободке занимала значительную часть квартала, но, к сожалению, дом, где будущий писатель родился и провёл первые годы жизни, сгорел ещё в 1821 году. Сегодня о его прежнем существовании напоминает лишь культурная метка – стела в парке, расположенном на месте бывшей усадьбы и носящем имя знаменитого уроженца Уфы.
Но аксаковские места в Башкирии - это не только Уфа. Имения предков писателя располагались в нынешних Уфимском, Кармаскалинском и Белебеевском районах.
Село Зубово Уфимского района
Село Зубово, бывшее имение деда Сергея Аксакова по материнской линии Николая Семеновича Зубова находится в 15 км от Уфы по Оренбургской трассе. Усадьбу с земельными угодьями коллежский советник Николай Зубов приобрёл у уфимской помещицы Авдотьи Михайловой за 150 рублей. Каких-либо строений той поры в селе не осталось. В 1991 году в честь 200-летия со дня рождения Сергея Аксакова там установлен памятный знак.
Деревня Киешки Кармаскалинского района
Деревня Киешки (в произведениях писателя – Сергеевка) расположена в 30 км от Уфы. Здесь находилась усадьба отца Сергея Аксакова, где маленький Серёжа провёл два летних месяца. Впоследствии эти яркие воспоминания раннего детства вошли в книгу «Детские годы Багрова-внука». В конце 1970-х годов уфимский краевед и аксаковед Георгий Гудков определил место, где стоял дом родителей Аксакова, а также нашёл мезонин дома, который в советские годы был разобран.
Село Надеждино Белебеевского района
В раннем детстве будущий писатель многократно посещал его проездом, по пути к деду по отцу в Оренбургское Аксаково (Ново-Аксаково). Именно там он впервые окунулся в мир сельской природы, получил первые знания и умения в уженьи рыбы и ловле бабочек, наблюдал полевые работы крестьян, любовался многочисленными родниками. Впоследствии эти впечатления также стали материалом для его автобиографических произведений и книг о природе – «Записки об уженьи рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Собирание бабочек».
Вторично Сергей Тимофеевич поселился в Надеждине 1821 году, уже вместе с женой Ольгой Семёновной и четырьмя детьми с намерением исполнять обязанности помещика. Но вскоре поняв, что сельская деятельность не в его натуре, а скромных знаний и навыков, полученных от отца, явно недостаточно, он оставил эту стезю. Семья Аксаковых прожила в Надеждино безвыездно до августа 1826 года.
В 2002 году указом первого президента республики Муртазы Рахимова в Надеждино открыт одноимённый историко-культурный центр: в него вошёл восстановленный Дмитриевский храм (постройки конца ХVIII века) и музей семьи Аксаковых, разместившийся в воссозданном усадебном доме писателя (внешний вид его после отделки сайдингом и покрытия металлочерепицей сильно изменился, но интерьеры в значительной степени сохранены).
В 1859 году, после смерти Сергея Тимофеевича имение унаследовал его средний сын Григорий, а с 1892 года владение усадьбой и близлежащими землями перешло его сыну Сергею и любимой внучке Ольге, которой писатель посвятил своё главное произведение - «Детские годы Багрова-внука». Ольга Григорьевна стала хранительницей семейной памяти и архива семьи Аксаковых. Чтобы как можно дольше сохранить родовое гнездо в Надеждино, она открыла на принадлежавших ей землях кумысолечебницу для туберкулезных больных. Ныне это санаторий имени Сергея Аксакова.
Ежегодно село Надеждино принимает гостей Международного Аксаковского праздника, который по традиции проводится в конце сентября, накануне дня рождения писателя.
Мемориальный дом-музей Аксакова в Уфе
Самое главное акскаковское место в Башкирии - это, конечно, музей в Уфе. Он открылся 27 сентября 1991 года в год 200-летия со дня его рождения. Это уникальный для Уфы одноэтажный деревянный особняк с высоким цоколем и мезонином, построенный в стиле частичного классицизма в середине XVIII столетия из самой прочной древесины – лиственницы, что обеспечило зданию одновременно крепость и изящество.
Любопытна история национализированного особняка: после революции более полувека в нём располагался уфимский кожвендиспансер, в годы Великой Отечественной войны – госпиталь, а с начала 70-х годов - библиотека работников образования. Дом чудесным образом уцелел в 60-е, когда микрорайон активно застраивался хрущёвками и первыми девятиэтажаками. Спасти его от сноса помогло вмешательство местных энтузиастов и краеведов Гудковых, а также нынешнего директора музея, писателя, главу Башкирского (Аксаковского) отделения Международного фонда славянской письменности и культуры Михаила Чванова.
В ходе реставрации здания, когда были вскрыты фундаменты и потайные подземные полы, в подвалах под штукатуркой вскрылись куски старинных обоев и листы писчей бумаги, исписанные текстами с ятями. А под самым козырьком крыши кроме стеклянных пробирок и полуистлевших рецептов (наследие кожвендиспансера и госпиталя) строители обнаружили старинный мешок с царскими купюрами.
Часть особняка, принадлежащего деду писателя Николаю Семеновичу Зубову, в силу его должности служила отчасти канцелярией, где постоянно тусовались чиновники всех рангов. В жилую половину дом Серёжа Аксаков переехал в возрасте четырех лет, вскоре после смерти деда. Некоторое переустройство комнат не коснулось непосредственно рабочего кабинета Зубова, обстановка в нём осталась нетронутой. Её решили сохранить и при реставрации начала 90-х. А вместе с ней и главную тайну дома Аксаковых – призрак деда Зубова.
Эта мистическая история уходит глубоко в историю. Оставшись вдовцом с двумя детьми, Николай Семёнович решил жениться вторично. Его новой супругой стала красивая, но злая и жестокая дочь уфимского помещика Александра Рычкова. Преисполненная неприязни к падчерице и пасынку, она выселила их из жилой половины на чердаки и в чуланы. Особенно страдала от нападок мачехи 12-летняя Маша, будущая мать писателя. Тяжёлые переживания навели её на мысль о самоубийстве. Но в ночь, когда она решила помолиться в последний раз, одна из свечей пред образом Пресвятой Богородицы внезапно вспыхнула. Потрясённая девочка восприняла это как знак: надо жить, несмотря на все тяготы.
Через несколько лет Мария стала одной из первых красавиц Уфы, а мачеха умерла при очередных родах (обыватели сочли такой исход справедливым). Зубова, тяжело перенёсшего смерть жены и тяготимого раскаянием перед детьми, разбил паралич. Мария Николаевна приняла на себя не только хозяйство и заботу о двух осиротевших детях, но и отцовское дело: до назначения преемника вела его канцелярию и даже принимала чиновников. Господь оценил её добродетель: потомственный дворянин Тимофей Аксаков, ставший ей мужем, помог выкупить родовое гнездо за небывалые по тем временам деньги. Дом частично перестроили, но в память об отце Мария попросила не трогать его рабочий кабинет, выходящий небольшим оконцем в просторный коридор. Вскоре в нём и стал появляться призрак деда: словно живой, он сидел за столом над бумагами в белом халате-шлафроке. Этот эпизод Аксаков описывает в своей книге «Детские годы Багрова-внука».
Узнав от няни о существовании призрака покойного деда, маленький Серёжа стал бояться проходить мимо этой комнаты и каждый раз зажмуривал глаза. Но однажды, забывшись, взглянул в оконце кабинета и, вспомнив рассказ няни, увидел старика в белом шлафроке, сидящего за столом. Видение так испугало мальчика, что он упал в обморок.
«Матери моей не было дома. Когда она воротилась, и я рассказал ей обо всем случившемся и обо всём, слышанном мною от няни, она очень рассердилась: приказала отпереть дедушкин кабинет, ввела меня туда, дрожащего от страха, насильно и показала, что там никого нет и что на креслах висело какое-то белье…» - вспоминает Аксаков.
И хотя мистическая тайна, казалось, была развеяна, поселившийся страх не покидал Серёжу все годы жизни в «зубовском» доме. И сегодня многие считают, что душа старика не может найти успокоения из-за семейной драмы. По словам сторожа музея, призрак Зубова, скрипя половицами, является в доме и сегодня - как правило, в полночь, особенно по весне накануне Пасхи – примерно к дате своей смерти. В помещении бывшей канцелярии вдруг начинают барахлить и отказывать электроприборы. Впрочем, научные сотрудники музея относят эти явления к разряду легенд или списывают на разыгравшуюся фантазию слишком впечатлительных посетителей.