В феврале популярный певец Айдар Галимов отмечает 55-летний юбилей. «АиФ-Башкортостан» предложил читателям самим задать вопросы любимому исполнителю.
Первые аншлаги
– Помните свой первый успех? Какие необычные случаи были на концертах? (Альмира)
– В начале 90-х я выступал с ВИА «Азамат», нам предложили выступить в ДК им. Калинина. Директор поначалу отказался: на них народ не соберешь! Уговорили. А потом он звонит: «Несите ещё билеты, закончились». Так мы дали два аншлаговых концерта. С первым успехом пришли уверенность, смелость. Интересных моментов было много, почти на каждом концерте. Как-то в зале сельского клуба погас свет, музыка вырубилась, продолжили выступать под баян. Бывало, на сцену выносили живого гуся или петуха. Самые трогательные моменты – когда во время концерта подходит парень и просит разрешения со сцены сделать девушке предложение.
– В вашем коллективе начинала Василя Фаттахова. Сразу разглядели и поддержали её талант? (Лилия)
– Узнав, что нам нужна вокалистка, Анвар Нургалиев предложил послушать Василю. Из всех претенденток я выделил её особо. До неё в группе была другая девушка, она поехала с нами в гастрольный тур. А когда вернулись, я сказал: «Верните Василю!». Образовалась прекрасная команда: певцы, аранжировщики, композитор. Для Васили это был хороший старт. Не все знают, что сначала Урал Рашитов предложил свой «Туган як» мне. Но я понял, что Василя «чувствовала» её лучше. Так песня стала её хитом. Василя и сегодня с нами, проводим концерты её памяти, её дух всегда где-то рядом.
– Правда, что много лет назад в вашу студию поступала Земфира, но её не приняли? (Алия)
– Знаю об этом со слов Земфиры, сам не помню: я ведь не всех прослушиваю. Видимо, она вовремя поняла, что это не её формат, и всё равно не задержалась бы. Теперь думаю: хорошо, что не оценил, может, сбил бы её с пути.
С удовольствием слушаю Земфиру, высоко ценю её репертуар и профессионализм. Много лет назад её родители были на моём концерте, я их представил публике.
«Благодарен жене и Всевышнему»
– Вокруг вас всегда вились поклонницы. Не было это предметом ссор в семье? (Ляйля)
– У Зили хватает терпения и мудрости принять факт, что муж – артист, со всеми сопутствующими обстоятельствами, в том числе поклонницами. Конечно, были напряги: в эпоху стационарных телефонов мне часто звонили домой, причём ночью. Это здорово выбивало нас обоих. Сегодня иногда напрягает вал сообщений на вацап, смс…
К счастью, Зиля понимает: если это не принять, придётся разбегаться, иначе жизни не будет. Я благодарен, что между сценой (у нее прекрасный голос!) и семьёй она выбрала второе, посвятила себя детям. А мои поклонницы более чем за 30 лет «повзрослели». Бывает, в районах подходят вполне зрелые дамы: «Айдар-абый, мы выросли на ваших песнях»! В такие минуты чувствую себя мамонтом (смеётся).
– Обе ваши внучки живут в Москве. Хватает общения? Мечтаете видеть их на сцене? (Ханифа)
– Внучки – моё счастье, спасибо Гузель, зятю, Всевышнему. Из-за гастролей, выступлений я почти не видел, как росли дочери, а позже понял, как много недодал им. Теперь компенсирую за счёт внучек. Сафия в свои 5 лет для меня уже всё понимающий друг. С двухлетней Самирой свои отношения. Общения, конечно, не хватает, рад, что в прошлом году из-за пандемии они долго жили у нас. Слава Аллаху, есть инстаграм, скайп. Об их будущем говорить пока рано, но, если они выберут сцену, возражать не буду.
– Что импонирует в людях, что отталкивает? Чего не смогли бы простить? (Рина)
– Ценю искренность, лёгкость и демократичность в общении, верность себе, когда человек с годами не приспосабливается, не изменяет своим принципам в угоду обстоятельствам (не путать с компромиссами!). Отталкивает непорядочность, высокомерие, самомнение. Таких ставлю на место – не грубостью, а юмором. Нельзя смириться с предательством. Когда меня подводили – прощал, но когда предавали – рвал отношения. К сожалению, такие моменты были, причём, со старыми друзьями: в какой-то момент их интересы оказались выше дружбы.
– Вы никогда не давали поводы для скандалов, интриг. Как удаётся избежать этого? (Эльза)
– Я воспитан по-советски: где-то это помогало, где-то мешало – в том числе на эстраде, когда приходилось избавляться от скованности. Моя мама - учительница, папа – водитель. Я благодарен ему, что он, сам выросший без отца, дал мне полноценное отцовское, мужское воспитание.
У каждого свой имидж. Я певец, и притягиваю внимание не эпатажем и скандалами. А поводов для них хватало. Но не я их инициировал (чаще их создают СМИ), а если случались – не вытаскивал на публику.
Многие почему-то думают, что я играю роль такого образцово-правильного. А узнав ближе, удивляются: это же твоя сущность! Ну да, разве можно больше 30 лет не выходить из роли? Но и не такой уж я безупречный, как, возможно, видится поклонницам: у них перед глазами кумир, идеал. В жизни я бываю разный.
«Поле ни с кем не делю»
– Чувствуете, что подпирают молодые певцы? Нет творческой ревности? (Радик)
– Чувствую. Странно, если б не «подпирали». Отношусь к этому спокойно. Нашему поколению певцов повезло уже тем, что мы могли собирать огромные залы, стадионы. В начале 90-х был всплеск национального самосознания, люди потянулись к народной музыке. Казалось, так будет всегда, и мы будем всегда. Но сменилось поколение, пришли молодые, амбициозные, дерзкие! Это нормально! Стараюсь понять молодых, направить. Но они должны пройти свой путь, без наших советов.
Может, и народ уже хочет чего-то нового, хотя самые преданные слушатели всё равно останутся. Да и жизнь выравнивает: сам становишься спокойнее, тщательнее всё просчитываешь, в том числе риски.
А ревность есть: вижу, какие сегодня возможности по звуку, по свету, по информационным технологиям. Мы о таком и не мечтали.
– Предложения были, особенно в нелёгкие для меня времена, когда опускались руки. Но меня всегда держала Уфа, ставшая мне родной: ведь я приехал сюда 15-летним. Да и родители живут в Башкирии: они уже в возрасте, со здоровьем проблемы. Поэтому иногда даже отменяю дальние поездки. В прошлом году отказался от поездки в США, куда был приглашён как один из самых узнаваемых исполнителей (по опросам татарской диаспоры). Когда в Башкирии на меня был негласный запрет, Казань меня очень поддержала: записи, концерты, ТВ. Тогда, кстати, многие и подумали, что я перебрался туда. Сегодня, можно сказать, живу и выступаю на два города.
Насчёт Салавата… Мы часто пересекаемся и вполне дружески общаемся. Его влияние и возможности в Казани больше, но и у меня там всегда было и остаётся чисто моё «поле».
– Вашей студии уже 30 лет, но она ютится в здании бывшего кинотеатра. Считаете, что власти недостаточно ценят ваш вклад в культуру? (Роман)
– Независимость в творчестве всегда обходится дорого, но многое и даёт. Поэтому я без претензии, что особо не имел ничего от властей, а мои заявки на гранты «прокатывали». Но приближаться к власти, ходить по кабинетам надо уметь, наверное, это не моё. Не заметили – что ж... Хотя, думаю, уже пора б заметить.
Есть у меня мечта организовать свою школу, чтобы передавать юным опыт и мастерство. Она давно работает, но хотелось бы поднять её на новый уровень, повысить статус. А для этого нужны определённые вложения.
«Моя опора – друзья»
– Как предпочитаете отдыхать? Есть любимые места? (Альфия)
– Так сложилось, что долго я никогда не отдыхал, максимум 10 дней. А в последние 2 года вообще никуда не выезжал – только к родителям в район, на природу. В плане отдыха у меня высокая планка – Мальдивы. Я попал туда в 1994 году благодаря друзьям. Мальдивы меня покорили: объездив весь мир, я так и не пережил подобных впечатлений и эмоций. Но жизнь продолжается!
– Сожалеете о чём-то несделанном? Есть заветные желания? (Рима)
- Если навскидку: 1. Не выпустил «Русский альбом» с Максимом Дунаевским, хотя большая часть работы проделана, отдельные песни записаны. Но так сложились обстоятельства, в том числе с моей стороны. 2. Не освоил на должном уровне английский язык, хотя начинал, даже посещал курсы на Мальте. Этот пробел даёт о себе знать. 3. Не побывал в Японии, хотя очень хотел. Но надеюсь, жизнь даст шанс исправить все три пункта. Будем считать, это и есть три заветных желания (смеется).
– Вы снялись в рекламе магазина в необычном для себя амплуа. Неужели из-за финансовых проблем? (Айгуль)
– Спасибо, что уверены в моём финансовом благополучии. Люди думают, что я ворочаю миллионами. И правда: число мест умножаем на цену билета и кладём Галимову в карман (смеётся).
О рекламе. Я неоднократно отклонял другие предложения, а с «Электроникой» вышло по-другому. Много лет назад Ильяс Гаймалов пригласил меня на свадьбу дочери, где я спел песню «О дочери». Это стало началом нашей дружбы.
Свой бизнес Ильяс создавал много лет, сегодня это группа компаний, где работают креативные люди. В рекламе я согласился участвовать только при условии творческого подхода, а не просто «приходите-покупайте». Так и вышло: мы сделали серию рекламных роликов, которая устроила обе стороны. И у нас есть дальнейший план совместной работы.
Поверите: я не ставил финансовых условий, у нас нет даже договора – есть договор двух друзей. Но он дороже любых гонораров, потому что знаю, что всегда могу рассчитывать на Ильяса.
Вообще, друзья (многие из них – успешные бизнесмены) всегда были моей опорой. Они меня поддержали и в вопросе: проводить этот юбилей или нет? Пандемия – хороший повод «откосить». Но я подумал: 55 мне больше не будет. Каждый год уходят близкие, вот и приезд родителей под вопросом. Поэтому будем ценить каждый миг, проведённый вместе.
Айдар Ганиевич назвал авторов лучших вопросов: Айгуль получит пригласительный на юбилейный вечер певца, Рима и Эльза - на концерты татарских исполнителей.