В драмтеатре башкирского города Стерлитамака отменили спектакль «Сказ о Кисякбике» о погибшей за веру мусульманке. По сюжету женщину насильно крестили и отправили в Екатеринбург, она несколько раз совершала побег и возвращалась к исламу, а в итоге ее сожгли на городской площади. Режиссер постановки утверждает, что на премьере в Уфе спектакль имел успех и его позитивно оценили депутаты и чиновники из правительства. А скандал якобы разгорелся только после встречи труппы с историком, который попытался убедить артистов в неправильности выбора сюжета. В ситуации разбирался UFA.AIF.RU.
«Сначала стреляет история, потом люди»
Спектакль «Сказ о Кисякбике» был снят на средства, выделенные в рамках федерального проекта «Культура малой родины». Премьера состоялась 25 сентября в Уфе, в Национальном молодежном театре имени Мустая Карима. Сегодня, 8 октября, его должны были показать первый раз в Стерлитамаке, где готовилась постановка. Замдиректора по общим вопросам Башдрамтеатра Радик Гиззатов объяснил отмену ковид-ограничениями. По его словам, зал может быть заполнен лишь на 30%, а на премьере «хотелось бы аншлага». Однако в социальных сетях сразу же начали обсуждать иную версию.
Артисты труппы театра распространили видео встречи с уфимским историком Рамилем Рахимовым. Тот пытается убедить их, что такое творчество может негативно отразиться на общественных настроениях.
«Виноваты в этом не вы, но вы не можете понять, что сначала история стреляет, а потом автоматы люди в руки берут, – в сердцах кричит артистам Рамиль Рахимов на записи. – И виноваты в этом не те люди, которые берут автомат, а артисты, ученые, которые сидят в кабинетах и пишут всякую чепуху! А молодые потом это читают, и возникают всякие ситуации!».
Артисты реагируют на слова ученого очень эмоционально.
«Для чего тогда мы существуем, башкирский театр?» – кричит с места женщина с покрытой головой, сравнивая Кисякбике с Жанной д’Арк.
Ответное предложение от историка делать «нормальные пьесы» об этнографии, культуре народа сидящих в зале явно не устраивает.
«Салават Юлаев (участник бунта Емельяна Пугачева, башкирский национальный герой – прим.ред.) говорил, что будет башкирский народ свободный, два века – свободный что ли? – встав и подняв вверх руку, кричит другой сотрудник театра, мужчина лет 50 с акцентом.
«Обиженные и политизированные?»
Рамиль Рахимов сообщил UFA.AIF.RU, что поехал на встречу по просьбе министерства культуры республики, чтобы поговорить «об истории в целом» и с сожалением добавил, что «разговор не получился», потому что артисты оказались «очень обиженными и политизированными, во всем видели цензуру».
«Я сказал им, что не знаю, запрещен ли спектакль, по моим данным, сценарист признал свою ошибку и планирует изменить сюжет, – поясняет он. – Они в ответ начали спрашивать, что надо исправлять, я ответил, что это вопрос к автору, а не ко мне, ведь если я буду говорить, то это и есть цензура. Общение вышло странным. Встреча на самом деле была рабочей, но потом они выложили видео в соцсети, и началось».
По словам Рахимова, в основе сюжета лежит реальная история начала XVIII века о женщине, которая «насильно или нет» была крещена, потом сбежала в Башкирию, ее вернули и сожгли на костре. Документ по данному факту есть, но в нем, подчеркивает историк, мало подробностей, необходимо дополнительное изучение.
Есть тысячи примеров дружбы между православными и мусульманами, а одним фактом мы перечеркиваем все!
«Этот факт совершенно не секретный, он указывался в советских учебниках, потому что шла борьба с религией, – отмечает специалист. – Потом в 1990-е, когда шла борьба за суверенитет, об этом тоже писали в учебниках. Но дело в том, что поданный талантливо, в театральной постановке, он играет уже по-другому. И в данном случае мы фальсифицируем историю, потому что это единичный факт. Массового сожжения людей не было. И мы знаем тысячу и один факт хороших отношений между мусульманами и православными, дружбы народов, совместного участия в войне. Да, восстания были, но они происходили по социальным причинам, а не из-за вражды между народами. И одним фактом мы перечеркиваем все!»
Для чего снимать такие спектакли
С позицией Рахимова не согласен режиссер постановки Борис Манджиев. По его мнению, зритель после такого спектакля выйдет «с позитивом и чувством, что он приналежит к великому народу, что он не манкурт».
«Об этой истории надо говорить, чтобы такого больше не повторилось, – уверен он. – Это спектакль о свободе выбора, на которую имеет право каждый человек. Об этом говорит и Конституция Россиии, и руководство республики, очень прогрессивное. Очень много принес вреда он (историк Рамиль Рахимов – прим.ред.), а не кто-либо. А спектакль – он позитивный, светлый, о любви к своему народу. Его смотрело огромное количество депутатов Курултая (Госсобрание-Курултай, региональный парламент Башкирии – прим.ред.), люди из правительства. Они смотрели и благодарили, даже говорили, что режиссеру надо дать звание. И я не верю, что их мнение изменилось – они очень адекватные и креативные».
«Спектакль всегда несет в себе надежду и свет, какие бы темы ни поднимал. Негатив вызывают как раз запреты, что и случилось. Премьера прошла с успехом, все отзывались великолепно», – вторит ему художественный руководитель Башдрамтеатра Стерлитамака Айдар Зарипов.
В министерстве культуре в ответ на запрос редакции заявили, что все решения по постановке принимает руководство организации.
«Репертуарные планы формируются театром. Театром было принято решение о показе спектакля «Биғылый» (баш. – Беглый) на открытии сезона. Также сообщаем, что в рамках своей деятельности театрально-концертные организации могут проводить встречи и лекции с театроведами, музыковедами, историками», – сообщили в министерстве.
Комментарий
Марат Марданов, директор Центра гуманитарных исследований, кандидат политических наук:
«Мы все хотим сенсаций, хотим славы, хайпа, по-современному. И порой даже не разбираемся в деталях в беге за ними. Так происходит и в истории со спектаклем «Сказ о Кисякбике». Мы взрослые, ответственные люди (сценаристы, актеры, писатели, журналисты, ученые), в первую очередь, должны остановиться и задать себе простые, но крайне важные сегодня в нашем непростом мире вопросы: способствует ли он укреплению мира и добра между народами нашей страны, нашего Отечества, не приведет ли создание подобных произведений к усилению культурного дистанцирования между гражданами различных национальностей, разных вероисповеданий? А ведь эти вопросы, как показывает новейшая история России и постсоветского пространства, являются крайне актуальными для миллионов людей, испытывающих сегодня страдания и лишения в зонах локальных конфликтов.
Да, кровавые эксцессы в ходе восстания 1735-1740 гг. и многих других имели место, причем с обеих сторон, в ходе войны гибли мирные люди, представители всех народов страны. Тогда действовали исходя из норм и понятий своего жестокого времени. В монографиях профессиональных историков достаточно сообщений о жестокости как правительственных войск, так и восставших, тема была достаточно хорошо изучена, сформировалась солидная историография. Но эти факты не транслировались в кино и театре, что позволило пройти сложный период после распада Советского Союза без серьезных потрясений. Полагаю, что этот сложный период и дальше должен изучаться историками, но едва ли стоит на основе произвольно выбранных эпизодов актуализировать травмы прошлого через искусство».
UFA.AIF.RU следит за развитием событий.