«Бьют и оскорбляют». Уфимка заявила о насилии в хореографическом колледже

Отзывы о Башкирском хореографическом колледже им. Р. Нуреева противоречивые. © / Минкультуры РБ

Мир хореографии всегда был отдельной вселенной. За красивой картинкой на сцене и синхронно вытянутыми носочками скрывается колоссальный труд, сопряженный с большими физическими нагрузками и дисциплиной. А порой и с конфликтами. Преподавателей Башкирского хореографического колледжа обвинили в физическом и психологическом насилии по отношению к студентам. Корреспондент UFA.AIF.RU постарался разобраться в инциденте.

   
   

Отчислили «платников»

Жалобу на методы преподавания оставила родственница одной из студенток в социальных сетях. Ее сестре сейчас 15 лет, она учится на народном отделении. На годовых экзаменах, которые прошли недавно, она оказалась в числе шести девочек, которые, по мнению автора жалобы, были «завалены целенаправленно».

«За 2 недели до экзамена, моей сестре нанесли травму спины, вследствие чего было сказано, что экзамен будет сдавать иначе, но учиться продолжит», - возмутилась женщина.

Заваленный экзамен стал поводом вылить все недовольство, которое накопилось к колледжу за время обучения. Сестра студентки сообщила, что в здании холодно, всю зиму детей морозили, обещая сделать ремонт. К тому же она заявила об угнетении по национальному признаку – якобы «заваливают» именно русских девочек 1-8 класса народного отделения.

«Моя сестра учится на платном, и директор данного заведения вводил в заблуждение родителей, давая ложные надежды на то, что ребенок сдаст. Также хочу добавить о преподавателе этого же учебного заведения: бьет детей, оскорбляет и довела двоих учениц до психдиспансера, лежали там по диагнозу «РПП» (расстройство пищевого поведения - прим.редакции) и анорексия», – написала она.

В Минкульте Башкирии отреагировали на жалобу обещанием проверить информацию и  принять меры.

«Ваше сообщение о процессе сдачи экзаменов, решении об отчислении студентов, поведении руководителя и преподавателей в Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева мы взяли на рассмотрение», – написал Ильяс Каскинов, официальный представитель Министерства культуры РБ.

   
   

Требуют пересдачи

В беседе с корреспондентом редакции автор жалобы рассказала, что ее сестра с детства занималась танцами профессионально.

«Поступила в колледж год назад, обучение стоит 100 тыс. за год. При этом она учится на хореографическом отделении, то есть, не обязана быть балериной и выполнять все па идеально. В итоге после экзамена нам позвонили и пригласили забрать ее вместе с документами. Пересдачу запретили. На видео никаких "косяков" при сдаче экзамена не видно» - рассказала подробности Инесса корреспонденту UFA.AIF.RU.

При личном общении выяснилось, что, несмотря на большое количество претензий, главная цель обеспокоенной сестры – добиться пересдачи экзамена.

«Дети находятся в предыстеричном состоянии. Хочется уже поскорее разобраться в этой ситуации. Самое главное, понять, почему про отчисление говорят именно «платникам» и почему запретили пересдачу. Хотим добиться того, чтобы собрали комиссию и допустили детей до пересдачи экзамена», - поделилась Инесса в разговоре.

Как заявил UFA.AIF.RU директор Башкирского хореографического колледжа им. Рудольфа Нуреева Ильдар Маняпов, в жалобе много эмоций и мало правды. Во-первых, пересдача, конечно же, будет, это право, которое гарантируется ученикам по закону. При этом весь процесс экзамена фиксируется под видеозапись, и в случае вопросов апелляционная комиссия сможет перепроверить все выставленные оценки.

«Сейчас график экзаменов очень плотный, только что прошли три экзамена. У нас 3 курса, 7 классов. Естественно, кто-то идет на пересдачу. Дата обычно назначается через 2 недели после основного дня. График уже утвержден», - сообщил Ильдар Ильдусович.

Он подчеркнул, что об отчислении говорить рано, так как год еще не закончился. С другой стороны, в таком учебном заведении этот процесс естественен в силу специфики профессии.

Хотите учиться - доказывайте!

«В этом учебном году мы достаточно превысили набор, а это сказалось на нагрузке педсостава. Но мы должны были дать шанс всем, кто показывал перспективы. При этом вполне естественно, что не все в процессе первого года обучения смогли оправдать надежды, не вытянули по разным параметрам – физической подготовке, скорости освоения программы и даже желанию.

Хореография – это не классическое профобучение, где учащиеся коммерческого отделения, по сути, покупают «корочку».

Еще при поступлении мы предупреждали родителей, что ни платная, ни бюджетная форма обучения не гарантируют "теплого места". Студенты должны каждые полгода доказывать свое право учиться здесь. Хореография – это не классическое профобучение, где учащиеся коммерческого отделения, по сути, покупают «корочку», и спроса с них нет. Специфика профессии требует от наших детей постоянного роста умений и навыков. По итогам первого года они должны показать определенные физические компетенции. Чтобы освоить программу следующего класса, надо овладеть в совершенстве программой предыдущего года, иначе на следующих курсах неподготовленное тело будет просто ломаться. Это как если бы в обычной школе ребенок, не выучив цифры и не освоив сложение, пытался умножать.

К тому же таких колледжей по качеству образования по всей стране на пальцах двух рук пересчитать, у нас стопроцентное трудоустройство. Мы не можем позволить себе снисходительное отношение к учащимся – репутация обязывает строго спрашивать и с детей, и с педагогов за успехи детей», – прокомментировал директор БХК им. Нуреева.

Что же касается строгости и насилия, то Ильдар Маняпов признался, что без жесткой дисциплины в их отрасли тяжело достичь результата. И конечно, педагогам приходится повышать голос, кричать. Но доказанных фактов рукоприкладства и жалоб, по словам директора, в период его работы не было.

«Если такие факты есть, то надо их рассматривать, но до меня ни одной жалобы не доходило», - сказал Ильдар Маняпов.

Национальный вопрос, который также был затронут в обращении, по мнению директора колледжа, и вовсе поднимать смешно. Уж где-где, а здесь точно педагоги смотрят на навыки, а не на лицо.

Жестокий балетный мир

То, что обучение в хореографических училищах жесткое, если не жестокое, подтверждают многие действующие танцовщики. Желающие заниматься хореографией еще с момента первого отборочного экзамена при поступлении получают мощную «отрезвляющую оплеуху». Все дело в том, что у некоторых детей тело несовершенно для занятий. После провала на экзаменах ребенок, даже несмотря на другие таланты, все равно будет знать, что он не избранный, и бороться с этим комплексом всю жизнь. В случае поступления, будущие танцовщики обречены на жесткую иерархию по способностям и количеству похвалы от педагогов, а также постоянные моральные испытания.

Один из самых тяжелых моментов – дедовщина. Как удалось узнать на условиях анонимности от студентов 1,2 и 3 курсов Башкирского хореографического колледжа, такой вид отношений процветает и в интернате при колледже. В частности, старшие курсы часто оскорбляют младшекурсников, кричат на них матом, отбирают время стирки и даже роются в личных вещах. За проступки детей воспитатели заставляют мыть полы на этажах и постоянно угрожают выселением из интерната и отчислением из колледжа. А в числе преподавателей есть женщина, которая вселяет ужас даже своим появлением. Она периодические сетует, что в детстве их мало били ремнем. При вмешательстве родителей такое поведение оправдывается тем, что у будущих «звезд» вырабатывают характер.

Знали, куда шли

Отметим, что в интернете на колледж отзывы прямо противоположные. Половина авторов рассыпается в благодарностях, другая кричит, что это был ужас и хорошо, что спаслись.

«Это самый лучший вариант для балетного продвижения в Башкирии», – пишет Алиса М.

«Хамское отношение преподавателей к детям», – поделилась мнением Антонина Иванова.

«Лучший колледж! Учителя добрые и весёлые, программа хорошая, всем советую, теплые отношения между учениками», – написала Ариана Х.

«Учился мой сын там, и только сейчас рассказал, в каком аду он проучился год. Дедовщина, избиения, вымогательства, и все молчали, ни один преподаватель, воспитатель, директор, зам, никто не защитил тогда моего сына. Тюрьма, а не заведение учебное», – сообщила Нина Степанова.

«Отучился в этом колледже 5 лет. Замечательный колледж! Кормили всегда вкусно, очень хорошие педагоги, учителя и воспитатели. Да, учиться было не просто, ну а как вы хотите? Чтоб добиться какого-то творческого успеха, нужно всегда чем-то жертвовать. Туда хотят поступить многие, берут только самых одарённых, ну а выпускаются только самые лучшие, сильные и трудолюбивые! Закончив такое учебное заведение, как БХК им. Р. Нуреева, выпускники получают возможности попасть в известные театры и ансамбли России! Как минимум для себя я открыл большую дверь в искусство и творчество. А все те люди, которые оставляют плохие отзывы, я считаю, просто не смогли справиться с данным уровнем профессионализма, так как учиться в таких заведениях и носить имя Р. Нуреева заслуживают только самые лучшие и сильные!» - поделился мнением Роберт Гараев.

Раньше такой публичности не было, и учителя могли вести себя как угодно.

Комментарии

Рустем Хамзин, директор уфимского консалтингового агентства, практический психолог:

«Проблемы в коммуникации между педагогами и студентами сегодня являются одними из самых актуальных. Во-первых, вся система взаимодействия в образовании стала публичной. И это накладывает свой отпечаток на меры, которые использует педагог в процессе обучения. Раньше такой публичности не было, и учителя могли вести себя как угодно. То есть любое нарушение прав детей сегодня становится инфоповодом и широко обсуждается. Во-вторых, часто случаются манипуляции со стороны студентов. Не желая добиваться результатов классическом путем, они устраивают провокации и ситуации, которые раздуваются в социальных сетях. В-третьих, мир сильно поменялся, педагогика не поспевает за всеми изменениями в силу своего консерватизма. Система образования сильно устарела, студенты хотят получать более адекватный контент, который соответствует нынешним реалиям, но программы обучения морально устаревают уже к моменту своего одобрения. То есть проблема взаимодействия комплексная, которая приводит к большому количеству конфликтов. И решать ее надо на всех уровнях. Для этого нужны корректное поведение со стороны педагогов, уважение со стороны студентов и формирование культуры взаимодействия внутри образовательного заведения. При положительном раскладе страна получит нужные кадры и учащиеся смогут в дальнейшем реализоваться. Пока же эти  конфликты стопорят систему образования и каждого отдельного студента».

Ольга Никифорова, Уфа, мама двоих детей:

 «Современный спорт и танцы далеки от советской муштры. Если становится понятно, что дети не тянут, то ломать никого не будут: здоровье и эмоциональное состояние у всех разное. Например, мои дети занимаются спортивными бальными танцами в Школе спортивного бального танца. У нас нет таких проблем, тренеры находят подход к каждому ребёнку, мотивируют, требуют, конечно, выполнения и домашних заданий и дисциплины. Но не унижают, не оскорбляют. Всегда обнимают детей при встрече и прощании. Хотя в этой сфере, конечно, никуда без дисциплины: не бывает высоких достижений без тренировок. Поэтому родители должны понимать, куда отдают ребёнка».