«Научить быть на сцене искренними». О развитии школы балета в Уфе

Большинство выпускников хочет остаться в Башкирском театре оперы и балета. © / Олия Вильданова / Из личного архива

В Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева стали поступать учиться мальчики, рассказывает его директор Олия Вильданова. Молодых привлекают современные танцы, однако постановки «нового типа» терпят неудачу, если игнорируются традиции классического балета, считает она.

   
   

Уличные танцы

Алла Докучаева, «АиФ-Башкортостан»: Олия Галеевна, сейчас в моде уличные танцы, в которых акробатике позавидуют иные цирковые артисты. Как вы относитесь к этому молодёжному увлечению?

 
 

Олия Вильданова: Положительно. Одно другому не мешает, даже наоборот. В каждом поколении входит в моду какой-то «свой» танец – вспомните чарльстон, шейк, твист и прочие. Нынешнее время с его стремительным темпом родило более сложные и энергичные танцы. Молодёжь – это всегда активность, желание двигаться, и пусть лучше её объединяют танцевальные флешмобы, нежели пустые тусовки с наркотиками.

В Уфе проходят балы выпускников, праздничные шествия (к примеру, в рамках фестиваля «Сердце Евразии»), танцевальные конкурсы, это привлекает не только девочек, но и ребят, они хотят «модно» двигаться. Наблюдаю это по набору в наш колледж – стали приходить ребята, причём не только в 5-й (первый по специальности) класс, но и постарше, те, кто стремится правильно владеть своим телом и учиться танцу как профессии.

- Современная хореография на сцене тоже появилась как знак времени. В Уфе, пожалуй, так внятно лишь в последнее десятилетие. Связь с уличными танцами и тут просматривается: молодые зрители реагируют на афишу согласно своим пристрастиям. Вы в подготовке профессионалов учитываете такую ситуацию?

Досье
Олия Вильданова. Родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой. Была солисткой балета в Башкирском и Омском театрах, педагогом-репетитором. Заочно окончила истфак БГУ, педфакультет и аспирантуру в Академии им. А.Я. Вагановой. С 2004 г. - на педагогической работе в хореографическом колледже им. Р. Нуреева. Последние 6 лет – его директор. Завкафедрой хореографического искусства в Уфимском институте искусств. Муж – музыкант. Вырастили двоих дочерей, помогают воспитывать внучку.

- Учитывать просто необходимо. К примеру, в Башкирском театре оперы и балета была замечательная постановка 2009 года «Прометей» на музыку Рустэма Сабитова, где блистали наши выпускники Валерия Исаева, Андрей Брынцев, Олег Шайбаков, Диана Фальшунова. Но она ушла из репертуара, потому что исполнители испытывали трудности со сложной хореографией. Поэтому мы вдвое увеличили количество часов на занятия по современной хореографии в 5-м (9-м) классе и на I курсе – в целом получился двухгодичный цикл. В этом году на отчётном концерте удачно исполнили такой танец выпускники классического отделения Нафиса Халикова и Расиль Сагитов под песню поп-группы.

Вообще наши воспитанники с энтузиазмом готовят эти сложные, оригинальные выступления. Но в основе всё равно должна быть классическая школа, иначе современные постановки превращаются в непонятное шоу из акробатических этюдов с нелепыми костюмами и странными декорациями. На юных зрителей обрушивается шокирующее действо без смысла и эстетической окраски. Между тем искусство танца – и классического, и современного – призвано формировать вкус, а значит, опираться на лучшие балетные традиции. Так, например, это талантливо осуществляют в современной манере танцовщики театра Бориса Эйфмана.

   
   

Полоса препятствий

- Статус учебного заведения, что носит имя нашего известного земляка Рудольфа Нуреева, ко многому обязывает. Наверняка гости Уфы посещают ваш колледж…

- Это здание – памятник исторического значения. Когда-то тут размещалось приходское училище, потом школа №2, в которой и учился Рудик Нуреев. Мы свой дом любим, бережём, стремимся наполнить его современным содержанием. Руководство республики и минкультуры помогли приобрести 4 рояля, 3 пианино, концертный баян. Мы постепенно улучшаем условия и в учебном корпусе, и в интернате – меняем электропроводку, облагородили все окна, в каждом зале есть теперь аудиотехника, хотим оснастить все классы современным оборудованием.

Наши воспитанники комфортно устроены - комнаты со всеми удобствами на три человека. Но проживание рассчитано на 150 воспитанников, а обучается 230, причём при нашей нагрузке желательно, чтобы все, в том числе уфимские, находились рядом с учебными классами. Нам катастрофически не хватает залов для занятий и репетиций. Если будет построен учебный театр, а надежда есть, то не только «пространственная» недостача устранится. Появятся огромные творческие перспективы, мы попробуем создать детский балетно-музыкальный театр.

- С удовольствием посмотрела спектакли учащихся колледжа «Водная красавица», «Снежная королева». Получается успешная конкуренция с профессиональными работами для детей. Как успевают будущие артисты и учиться, и выступать?

- В нашей профессии приходится много и упорно трудиться. Ребята усваивают такое понимание с первых шагов. Труднее доказать это контролирующим инстанциям органов народного образования, которые требуют соблюдения общепринятых нормативов, не учитывая  специфики учебного заведения. Вплоть до того, что проверяют наличие спортплощадки с полосой препятствий, тогда как наши дети занимаются физкультурой на всех танцевальных уроках – у станка и на шведской стенке. Физически они гораздо более развиты, чем многие их сверстники, которые пару раз в неделю бегают по полосе препятствий.

Кого играл Зельдин

- Как 10-летним ребятам можно объяснить, что им нужно упорно работать?

- Наши педагоги умеют заниматься с детьми - любовью к ним и требовательностью помогают пересилить свой организм и трудиться через «не могу». Эмма Тимиргазина, Зухра Ильясова, Серафима Саттарова, Зинфира Габдулхакова – знаковые имена в хореографии. Рядом с ними вырастают в мастеров молодые преподаватели Гульнара Халитова, Ильнур Аюпов.  В своё время легендарный Владимир Зельдин прославился ролью учителя танцев. О наших наставниках можно писать не менее яркие пьесы. Каждые полгода у детей экзамены, а для педагогов – это великие испытания. Они так переживают и стараются, что порой останавливать приходится. Нынешние дети более рациональны, а балет – условное искусство, романтичное, одухотворенное, и научить их быть искренними на сцене и получать радость от выступлений – очень важно.

- Приходят ли к вам молодые кадры?

- В наши сложные в финансовом плане времена танцовщики-мужчины предпочитают совместительство, и с этим приходится мириться. Без них мы не подготовим к сцене мальчиков. Я, может быть, максималистка, но считаю, что педагогике в хореографическом колледже надо отдаваться целиком. Между тем нынешние артисты не спешат расставаться со сценой, и я, как бывшая балерина, могу их понять: театр – это праздник, успех у зрителей – такая притягательная сила, что и не передать.

- Ледовые шоу на ТВ в разы увеличили число детей в секциях фигурного катания. Как организовать приток желающих заняться хореографией?

- Есть программы «Большой балет» на канале «Культура», «Ты супер» на НТВ. Другое дело, что для набора в наш колледж одной рекламы мало, должен быть индивидуальный подход. И тут немало претензий к руководителям танцевальных коллективов, которые «задерживают» лучших у себя, не давая возможности получить им специальное образование и вернуться к ним уже с дипломом или стать артистом в театре.

Наши выпускники очень востребованы, их приглашают в балетные труппы разных городов. Правда, большинство хочет остаться в Башкирском театре оперы и балета. И патриотизм играет роль, и то, как быстро ребята адаптируются на знакомой сцене, вырастают профессионально, исполняют серьёзные партии, становятся солистами. С театром у нашего заведения давние тесные связи. Ещё первый директор Али Бикчурин установил добрую традицию, став одновременно художественным руководителем балетной труппы. Бывшая прима балета Леонора Куватова тоже является худруком колледжа и балета в театре. Очень полезная получается преемственность для роста наших воспитанников.