Кукарекает, курлычет и квакает. Житель Башкирии имитирует звуки природы

Раджа Учалинский / Из личного архива

Набип Ханов, более известный как Раджа Учалинский, - настоящий самородок. Пока одни осваивали ноты и музыкальную грамоту, он учился у звуков природы и певчих птиц. Сейчас он может изобразить более сорока звуков природы, половина из которых – голоса пернатых певцов. В интервью UFA.AIF.RU он рассказал, как извлекает природные звуки, чем звукоподражание полезно для здоровья и как с помощью своего хобби он намерен перевоспитывать трудных подростков.

   
   
Фото: Из личного архива/ Раджа Учалинский

О пользе пения

Юлия Байджанова: Набип Катибович, как давно занимаетесь звукоподражанием?

Набип Ханов: Эту способность я называю даром, который был у меня с рождения. С детства передразнивал птиц и домашних животных. Очень часто получалось повторить трель с первого раза, иногда приходилось потренироваться. А когда вырос и попробовал научить этому друзей, понял, что эту способность можно передать каждому. Создал свою методику, провожу двухдневные семинары или мастер-классы на пару часов. Правда, не только от способностей зависит скорость обучения. Главный секрет – трудолюбие. Талантливый лентяй проиграет по умению трудолюбивого середнячка. Хотя это в любом деле так.

Досье
Набип Ханов родился в 1963 году в деревне Байрамгулово Учалинского района. Звукоподражатель, певец, музыкант. Постоянный участник этнических фестивалей в разных городах России.
- На чем основано звукоподражание? Когда мы показываем детям, как чирикает воробей и каркает ворона, получается очень грубое сходство с оригиналом. Как вы добиваетесь максимальной схожести?

- Это имитация звуков. Большинство из них мы изображаем слишком приблизительно. При этом опираемся на свое языковое наследие и на свой слух. Но у разных народов даже петух поет по-разному. У русских это «ку-ка-реку», у татар и башкир  – «кик-ри-кук», у голландцев – «куки-дуду». При звукоподражании издаешь звуки, которые уже приближены к идеалу и не связаны с человеческой речью и привычными нашим ушам звуками.

И горловые песни можно назвать звукоимитацией природы, например, шумов воды, ветра и т.д. Все они очень полезны для здоровья, не зря шаманы издревле заметили, что могут использовать свои гортанные песнопения в лечении соплеменников.

- В чем заключается ваша методика обучения имитации звуков природы?

   
   

Сначала даю азы звуковых рядов, затем обучаю технике правильного звукоизвлечения, при помощи которой звук выходит точным. Объясняю ошибки, показываю, как задействовать язык, губы, щеки. В итоге человек может придумывать звуки или изображать те, что услышал сам.

Хотелось бы создать коллектив имитаторов и воссоздавать птичьи трели-поединки.

Пока учеников мало. Хотелось бы создать коллектив имитаторов, давать концерты, воссоздавать птичьи поединки, звуки леса или духовых, струнных и этнических инструментов. Такого в мире пока никто не делает!

- Какова польза такого умения?

- Занимаясь изучением и подражанием звуков природы, люди становятся гармоничными, лучше понимают её законы. Уфимский орнитолог Евгений Карев, насколько мне известно, научно доказал пользу пения для организма. На личном примере замечаю, что физическое состояние улучшается. Во-первых, когда человек занимается тем, что приносит удовольствие, в организме вырабатываются гормоны счастья. Во-вторых, звуковые вибрации делают микромассаж внутренних органов, исцеляюще воздействуя на них.

Учитывая эти эффекты, было бы полезно поработать с трудными подростками. Хочу организовать для них уроки и спасти их от криминального будущего. Новое умение успокоит и отвлечет их от плохого поведения, преступных мыслей и внутренней агрессии. Настроит на правильное видение мира и созидание.

 

- Есть птицы, чьи голоса невозможно скопировать?

- Не силен в орнитологии, поэтому назвать тех, чьи песни не поддались мне, не могу. Видел, слышал, но человеческие возможности далеки от птичьих. У певчих птиц особенное пение на основе свиста, наши связки подражать ему не всегда могут. Хотя есть исключение: школьница Валерия Гусакова из Аши, что в Челябинской области, может изобразить любую птицу. Она, в отличие от других имитаторов, которые основываются на свисте и продувании воздуха через связки, все звуки издает именно голосом без свистов и скрипов. Насколько мне известно, её возили на исследование и выяснили, что связки у нее птичьи. Такой вот природный феномен Урала.

От узляу до битбокса

- Вы занимаетесь и горловым пением. Как случилось, что исконный башкирский навык сегодня не так популярен?

- Горловое пение характерно для большинства кочевых народов. Сказать, почему оно есть и у алтайцев, и у тувинцев, и у хакасов равно, как и у нас, точно не могу. Уверен, что это связано с той пользой, которое несет пение на физическом и духовном уровне. Я освоил горловое пение лет десять назад благодаря поездке на Аркаим.

Сейчас выделяют три основных стиля горлового пения: сыгыт (звонкий свист или звон), хаумия (низкий, с хрипотцой, но не рычащий) и кыргыра (рычащий горлом). У башкир от этого древнего умения, которое значительно потерялось с приходом ислама, осталось только узляу – пение со звуками «о», «у» и «з». Использовали такое пение наши предки, скорее всего, для самолечения и саморазвития. 

Сейчас этот навык возвращается, многие артисты его используют на сцене. Даже модный в молодежных кругах битбокс можно отнести к его разновидности.

- Концертов много?

- Продюсера у меня нет, хотя от концертов получаю огромное удовольствие. Тренируюсь тоже не часто. Иногда приходится обновлять репертуар в памяти. Показываю пение соловья, щегла, совы, утки, сокола, дикой утки, кукушки, сороки, голубя, филина, курицы и петуха, а также звуки, которые издают медведи, лошади, собаки, комары, сверчки, коровы, бараны и другие животные. Среди необычных звуков - показываю хор лягушек, как летят журавли, заводится запорожец, играет саксофон, урчит медведь, свистит снаряд.

Смотрите также: