Классик и современник. Олег Габышев – о Нуреевском фестивале и хореографии

В Башкирском театре оперы и балета завершился XXIV Международный фестиваль балетного искусства им. Р. Нуреева, собравший лучших танцовщиков России и Казахстана. В концерте-открытии «Его зовут Рудольф Нуреев» принял участие и экс-премьер театра танца Бориса Эйфмана Олег Габышев. Уфимской публике он известен не только по гастролям знаменитой труппы: в ноябре прошлого года Габышев поставил в Уфе биографический балет «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» - уникальный проект, в котором гармонично слились классический и современный балет, опера и инструментальная музыка.

   
   

Досье
Олег Габышев родился в 1985 г. в Волгограде. В 2003 г. окончил Новосибирский хореографический колледж. В 2004-2024 г. – ведущий солист балета Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана.Заслуженный артист России, лауреат премий «Золотая Маска», «Золотой Софит», госпремии Президента РФ, Международного Московского конкурса им. Григоровича в категории «хореограф».

Нет понятия «провинция»

Светлана Истомина, UFA.AIF.RU:- Олег, в Уфе, на Нуреевском фестивале вы не впервые. Каковы впечатления от нынешнего форума?

- Это полномасштабный праздник танца с полным набором балетных жемчужин и разнообразием стилей, в том числе современной хореографии. Представительство гостей обширное и разноплановое. И поскольку событие посвящено знаменитому танцовщику, логично, что в афише присутствуют любимые балеты Рудольфа Нуреева - «Сильфида», «Ромео и Джульетта».

Приятно, что в Уфе почитают знаменитого земляка и хранят память о нём, в том числе через постановку балетов, в которых он блистал. В Башопере вообще магические стены и очень доброжелательная сцена. Я хорошо почувствовал это во время постановки «Рахманинова».

- Как вам, представителю современного балета, работалось с нашими танцовщиками-«классиками»?

- Первое время было непросто, чувствовался определённый апломб, поскольку ваши артисты воспитаны в традициях классического наследия. Но узнав, что в репертуаре театра работы Юрия Николаевича Григоровича как «Спартак», «Легенда о любви» и спектакли в редакции этого великого хореографа, который особенно любит наполнять свои балеты сложными прыжками, вращениями, виртуозными поддержками, драматизмом,стало понятно, какая сильная база у артистов и что у нас точно всё получится и в современной стилистике.

   
   

- В чём специфика работы в провинциальных театрах?

- У меня язык не повернётся назвать уфимский театр провинциальным. Что это такое вообще? Посмотрите афишу: по числу премьер ваш театр даст фору любому столичному, в том числе по современным проектам. К примеру, в Мариинском театре в этом сезоне они представлены только переносом балета «Анюта»,который у вас уже идёт лет восемь, остальное - привычная всем классика. А в Уфе за этот сезон уже было поставлено два больших и два одноактных балета, а впереди, слышал,ещё несколько масштабных проектов. При этом, как я заметил, на многие спектакли у вас аншлаг, что показывает:это настоящий культурный центр и гордость республики!

Спринтеры и марафонцы

- Возможно, это субъективно: на концерте-открытии современные танцы сорвали больше аплодисментов, чем классические номера…

- Насчет «больше» - не соглашусь … Всё же классика вечна, всегда востребована: зрителям хочется эстетики, совершенства, идеала… При этом современные проекты реализуют во многих театрах России, и, мне кажется, зритель тянется к новому. Современный танец - это целая палитра техник и стилей, созданных на базе классики: он свободный, модный, универсальный, не знающий стандартов. Это спектакль, который поставлен здесь и сейчас, и неважно, классическая это хореография или нет. И если в классике сейчас ставка прежде всего на виртуозность и развитие технических возможностей артистов, а эмоциональная составляющая немного наигранная и театральная, то в современном танце движения выражают порой более правдивые чувства, настроение и эмоции. Поэтому, думаю, сильный отклик у публики вызывают именно эти попытки уйти от неестественных мизансцен и пантомим,сделать танец более жизненным, натуральным, честным. Минус в том, что танцовщику, который всю жизнь занимался только современным танцем, будет сложно осилить классику, нежели классическому артисту - современную технику.

- В одном из интервью вы сказали, что артисты классического балета – спринтеры, а вы – марафонцы…

- Судите сами: сольная вариация артиста классического балетного репертуара – максимум 45 секунд. А, например, в театре Эйфмана есть спектакли, в которых исполнитель главной партии может вообще не уходить со сцены. Ему некогда и негде, условно, продышаться хоть пару минут за кулисой, он должен держать зрителя минимум час. Чтобы физически выдержать весь спектакль, нужно иметь хорошую «дыхалку», навык задать себе правильный ритм.

- К тому же, как видится из зала, современный балет местами травмоопасен - партнёры буквально кидают друг друга об пол…

- Когда Борис Яковлевич ставил в Большом театре «Русский Гамлет», многие солисты Большого побежали от него отказываться: считалось, что это что-то за пределами человеческих возможностей и большая травмоопасность. Но это только видимость, а на самом деле более безопасно, чем классический балет с его подбросами, переворотами, рывками вниз головой…

Тут могу сказать комплимент в адрес вашей Амины Мухаметовой, моей партнёрши по номеру «Лень», который мы исполнили на открытии фестиваля: я восхищен! Такойотчаянной, бесстрашной балерины давно не встречал!

- Известно, что танцовщики страхуют от травм руки-ноги. А вы в это время активно занимаетесь спортом…

-В своё время я поставил цель- получить статус IronMan, «железная дистанция» триатлона: 4 км плавания, 180 км велосипеда и 42 км бега. Была цель - личным примером доказать, что балетные артисты не такие неженки, какими нас считают. Добился этого и сейчас снизил активность, оставил бег и плавание, велосипедом тоже пользуюсь – в Питере от дома до работы и обратно. Это здорово повышает выносливость, переключает психологически… Хореографии очень много в моей жизни, иногда даже перебор, я это называю «хореографическим отравлением». Спокойное плавание и бег - хорошая перезагрузка, тренировки вырабатывают терпение, выдержку, преодоление себя. Особенно сильные ощущения во время плавания. Ведь вода формирует структуру тела, вытягивая и как бы удлиняя мышцы и позвоночник. Считаю, пловцы обладают сильными, но в то же время мягкими, не зажатыми мышцами, которые очень хорошо подходят и для балетного, особенно для современного исполнителя.

Помню, в одном городе США, где мы были на гастролях, пришёл в бассейн, а там тренировалась мужская спортивная команда: все красавцы, высоченные, длинноногие, мускулистые. Я подумал: вот бы научить их балету (смеётся).

Вдохновение от Нуреева

- Современный балет тяготеет к драматическому искусству. Означает это для танцовщика большую свободуимпровизации?

- Импровизация и свободная хореография - основной принцип, концепция современного танца - присутствует больше в постановочном процессе. В спектакле это достаточно структурированная и жёсткая форма, особенно в дуэтных танцах, где импровизация может быть даже опасна. Многие хореографы всё больше обращаются к драматической основе,где присутствует не просто сюжетность, но и философия, а это, естественно, даёт артисту большой диапазон поиска деталей и важных нюансов в исполнении.

Свободы в выборе тем хореографам добавила и эволюция балетного костюма. Сложно представить героиню того же Достоевского в пуантах, в пачке. К слову, Рудольф Нуреев тоже был новатором в костюме - стремясь максимально подчеркнуть мужскую красоту и избавиться от излишеств, ввёл моду на укороченные колеты и камзолы.

- Почему для закрытия Нуреевского феста вы поставили специальный номер по «Ромео и Джульетте»?

- Я сознательно связал историю с творчеством Нуреева, меня очень вдохновил фильм-балет «Ромео и Джульетта», где он принимал участие как хореограф и исполнитель партии Ромео. Оттолкнувшись от этого фильма, я сделал фантазию, а перед поездкой в Уфу для вдохновения ещё раз пересмотрел фильм с Нуреевым. К сожалению, в связи с отменой концерта-закрытия премьера номера не состоялась. Надеюсь, зрители его увидят в ближайших концертах.

- А что для вас значит личность Нуреева?

- Это волевой, сильный, но одновременно эксцентричный человек, во многом трагической судьбы, с жёстким балетным характером. Его прыжок к человеческой и творческой свободе, ради которой он пошёл на такой шаг, покинул родину, был трудным решением: я уверен, что при всех известных обстоятельствах Нуреев любил Россию, своих близких. Его рвущаяся, мятущаяся душа нелегко приняла этот крутой поворот в его жизни.

- Почему после почти 20 лет работы вы покинули труппу театра Эйфмана?

- Я благодарен и Борису Яковлевичу, и коллегам за годы совместной работы. Эйфман – уникальный человек, истинный фанат своего дела. В труппе всегда царит творческий дух и в то же время строгая дисциплина. И как бы мне ни хотелось, осознаю, что скоро заканчивается определённый этап в моей театральной карьере (я говорю об исполнительском искусстве) и нужно будет переходить в новую профессию, в хореографы. Чтобы стать достойным в этом непростом деле, стараюсь постепенно набирать опыт, поэтому стал откликаться на приглашения ставить. Естественно, это непросто совместить с жёстким гастрольным графиком театра. Пока я «фрилансер» и уже предпенсионный артист. Дальше посмотрим.

- А если предложат сотрудничество в Башопере?

- Мне комфортно работать в Уфе, всегда рад приглашению. Для меня главное - творчество, а не географическая точка. К слову, в конце мая хотел бы сам станцевать Рахманинова в Уфе. Рад, что спектакль успешен, слышал, что в этом году есть планы показать его за пределами Башкирии, возможно даже на главной сцене страны, в Большом театре, что невероятно вдохновляет. Если будут приглашения, готов и к другим проектам в Уфе. Есть мысли расширить свой одноактный балет по повести Пушкина «Метель» до полномасштабного спектакля и обратиться к Достоевскому: в нём ещё столько нераскрытых смыслов и идей для хореографии!