«Скоро на туркарте». Как симфонический оркестр делают брендом Башкирии

Руководитель оркестра Артур Назиуллин ставит амбициозные задачи. © / Пресс-служба Государственного академического симфонического оркестра РБ

Успешный кларнетист Артур Назиуллин пять лет назад возглавил государственный симфонический оркестр Республики Башкортостан и за короткое время сумел сделать из  него интересный профессиональный коллектив. Сегодня музыканты – желанные гости многих престижных мероприятий. Дальше больше – высокое искусство планируют сделать брендом республики. Как оркестр идет к этой цели, Артур Назиуллин рассказал в интервью UFA.AIF.RU.

   
   

К своей цели мы идем не спеша

Юрий Татаренко, UFA.AIF.RU: – В Уфе сложилась интересная ситуация: художественный руководитель Оперного театра Аскар Абдразаков - действующий певец, министр культуры Амина Шафикова - действующая пианистка. Вы гендиректор государственного оркестра и действующий кларнетист… Как удается работать на два фронта?

Артур Назиуллин: – Такие мы талантливые, башкиры (улыбается). Думаю, просто все сошлось: определенные музыкальные способности и организаторские навыки. Музыкант умеет организовать себя – перед концертом, на репетиции, он может выстроить свою исполнительскую карьеру и так далее. А некоторым еще и удается организовать жизнь творческого коллектива. Я много лет, до переезда в Башкортостан, совмещал в Москве широкую концертную деятельность и преподавание. В 2010-м году был арт-директором Фонда Исаака Дунаевского, работал вместе с Максимом Дунаевским. Потом, в 2016 году, в моей жизни появился Фонд Спивакова. В 2018 -м получил приглашение возглавить Госоркестр Башкортостана.

Решение оставить Москву далось мне непросто, я сотрудничал и по сей день сотрудничаю со множеством российских оркестров. Посоветовался с коллегами, наставниками. Было интересно попробовать свои силы на новом поприще. Поначалу давалось тяжело, но зато сейчас вы видите результат этой большой кропотливой работы.

– Вы публично заявляли о том, что планируете повысить качество оркестра и сделать коллектив новым башкирским брендом. Получается?

– Мы приближаемся к намеченной цели методично и спокойно. Шапкозакидательством не занимаемся. Чтобы достичь цели быстро, нужны огромные финансовые вливания. Эти пять лет, что я возглавляю оркестр – весьма непростой этап развития страны. Сами видите, что сейчас происходит в мире после пандемии. В мае 2020 года мы практически первыми в стране вышли на работу, играли малыми составами, а также давали онлайн-концерты. И развитие нашей виртуальной концертной площадки продолжается: с декабря прошлого года, благодаря поддержке национального проекта «Культура», у нас прекрасный виртуальный концертный зал с серьезным оборудованием для съемки и трансляций концертов. Проведение СВО внесло новые корректировки в формирование бюджета страны и республики. Увеличить финансирование оркестра в 3-4 раза – маловероятно. Можно было бы тогда, как в футболе, пригласить в команду лучших мастеров, повысить именитому скрипачу зарплату в три раза больше, чем он получал в Москве, например…

Мы пошли иным путем. Нас поддерживает и глава республики, и министерство культуры – по мере возможностей. Постепенное развитие оркестра тоже дает свои результаты. Нам удалось сохранить костяк коллектива. Были приглашены и новые музыканты. Ввели стажерскую программу, набираем совсем еще молодых исполнителей, студентов – чтобы они могли расти. И ощущение стагнации, некой потерянности, быстро ушло.

   
   

Музыканты, уроженцы Башкирии, обрели второе дыхание. В 2020 году оркестр впервые выступил в Москве в Концертном зале имени Чайковского – и сейчас мы ежегодно играем на этой престижной площадке. С 2021 года начались наши ежегодные выступления и на сцене Большого зала Московской консерватории – четверть века спустя. Оркестр гастролирует с выдающимися музыкантами – к примеру, с Денисом Мацуевым.

Меня очень радует наша стабильность. Как говорил мой учитель, стабильность – показатель класса. Четвертый год подряд, в апреле, мы ездим с гастрольным туром по регионам России. Концерты проходят в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии. Впервые в истории башкирский коллектив выступил в Концертном зале Мариинского театра!

В нашем репертуаре появились симфонии Малера и Брукнера. Это музыка, которая ошеломляет. Она меняет внутри тебя молекулы… Творчество этих композиторов оказалось интересно нашей публике, которая развивается вместе с оркестром. Посещаемость за последние пять лет выросла в три раза. Это очень важные цифры для нас. Мы дорожим своим слушателем.

Фото: Пресс-служба Государственного академического симфонического оркестра РБ

Популярность без удешевления

– Рост продаж билетов на концерты оркестра впечатляет. Возможно ли увлечь классической музыкой десятки тысяч горожан?

– Фестиваль «Романтика осени» посетили более 65 тысяч человек! Получается, вечные ценности классической музыки уфимцам близки. Можно сравнить симфонический оркестр с театром оперы и балета. Очевидно, что театр – более массовая история, потому что это свое здание, красивые интерьеры, буфет, а на сцене – костюмированное действие в красивых декорациях. А на симфоническом концерте нет никакой картинки, кроме музыкантов на сцене. Мы ярые противники какого-либо фона, экранов – видеосопровождение удешевляет суть, музыка – самое главное. Привлечь публику можно одним способом – качеством игры. Мы задействуем и соцсети, и рекламу, так о нас узнают все больше людей. Когда публика после концерта благодарит музыкантов – это дорогого стоит.

– Какие главные качества необходимы директору, руководителю?

– Амбициозность, умение убеждать, способность договариваться. Задача руководителя – сглаживать любые ситуации, выстраивать стабильный и ритмичный ход развития учреждения и во внешней, концертной деятельности, и во внутренней – во всем, что касается настроений, состояния работников. Все беды от того, что люди не разговаривают друг с другом. Важно находить точки соприкосновения. Плотно работаем с министерством культуры, с министерством финансов по вопросам развития оркестра, убеждаем в необходимости доведения заработной платы до достойного уровня, проведения крупных проектов, фестивалей и гастролей оркестра.  Важный пункт – отбросить мысли о собственном благополучии и жить желанием развития вверенного тебе учреждения. Первые три года на посту гендиректора я сократил число своих сольных выступлений на 90%, почти не выходил на сцену. За это время систематизировал большое хозяйство. Но сколько еще предстоит сделать! Вряд ли найдется такой руководитель, готовый признаться, что можно уже почивать на лаврах. Проблем всегда хватает: с деньгами, с людьми, с транспортом… Но это и стимулирует к развитию.

– Чем отличаются творческое кредо кларнетиста Артура Назиуллина и государственного академического симфонического оркестра?

– Они совпадают. Нужно всякий раз проявлять максимум того, что можешь. Нам важно, чтобы Уфа была на слуху у меломанов – наряду с городами, где давние музыкальные традиции. Да, все получаться сразу не может. Нужно больше работать, чтобы расти. Уже сейчас оркестр известен за пределами Уфы. Более того, думаю, что о городе на музыкальной карте страны узнали во многом благодаря и нашему оркестру.

– Недавно прочел, что в Китае 22 миллиона пианистов. Возможно ли такое в нашей стране?

– Вы затронули очень серьезную проблему. В свое время директором Фонда Дунаевского была Алла Исааковна Ландор. Она часто сетовала: консерватории выпускают много музыкантов, а значительная часть остается не у дел. Но сегодня я как директор республиканского госоркестра вынужден констатировать страшный кадровый голод, хороших инструменталистов катастрофически не хватает! И это же можно сказать про множество регионов, кадры - огромная проблема!

– Недавний фестиваль «Романтика осени» собрал не только публику, но и удивительных знаменитых исполнителей. Уфа музыкальная может стать туристической точкой?

– Мы очень рады, что республика благодаря поддержке руководства имеет возможность проводить крупные культурные фестивали, которые собирают огромную аудиторию любителей классической музыки и уникальных музыкантов на одной сцене! Денис Мацуев, Ильдар и Аскар Абдразаковы, Женисбек Пиязов и команда вокалистов из Узбекистана вместе с Госоркестром Башкортостана, оркестр имени Е.Светланова. Я сам с большим удовольствием выходил на сцену со своим оркестром, а за дирижерским пультом был маэстро Дмитрий Крюков!

Я убежден, что уже традиционный фестиваль, который состоится в 2025 году, будет не менее интересен, чем предыдущие. Точно знаю, что есть поклонники, специально приезжающие в Уфу из других городов именно на программы нашего оркестра. Так что, вполне допускаю, что на туристической карте мы вскоре окажемся. Мы и сами регулярно выезжаем в муниципалитеты республики, это тоже пропаганда классической музыки в нашем исполнении. Неплохо было бы открыть здесь памятники великим композиторам России и мира. Или реализовать идею симфонической аллеи на территории возле ГКЗ «Башкортостан».

Фото: Пресс-служба Государственного академического симфонического оркестра РБ

Досье
Артур Искандарович Назиуллин. Родился 5 июня 1988 года в Уфе. Народный артист Республики Башкортостан, директор Государственного академического симфонического оркестра Республики Башкортостан, директор Благотворительного фонда Владимира Спивакова в Республике Башкортостан, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева, Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу народного артиста России профессора Рафаэля Оганесовича Багдасаряна. Победитель международных конкурсов «Новые имена» и конкурсов кларнетистов (Москва, 2005; Ванкувер, 2007). Один из самых востребованных кларнетистов России. Удостоен грантов Президента Российской Федерации и Главы Республики Башкортостан. С ноября 2018 года возглавляет Национальный симфонический оркестр РБ ГАСО РБ выступил организатором ярких событий культурной жизни России: оркестр по оценке журнала «Музыкальная жизнь» назван «Прорывом года — 2022», прочно вошедшим в состав «золотой оркестровой элиты России». В 2023 году оркестр впервые получил Большую оркестровую премию «440 Герц» в трех номинациях — «Открытие», «Лучший концертмейстер» и «Солисты». С 1 декабря 2023 года коллектив удостоен звания «Академический».