Время изменений. Как фермер в Башкирии быстро вырастил хороший урожай

Хозяйство имеет возможность регулярно обновлять технику. © / Гулия Шагигалина / Из личного архива

Восемь лет назад Алексей Шамин решил круто изменить жизнь: поработав в городе, по совету отца – одного из первопроходцев фермерского движения в Мелеузовском районе – вернулся в родное село Троицкое, к «настоящему делу».

   
   

За это время его хозяйство более чем в 15 раз увеличило обрабатываемые площади, добилось лучших показателей в районе по выращиванию ячменя, пшеницы, подсолнечника, осваивает животноводство. Глава крестьянско-фермерского хозяйства рассказал, как на его глазах меняется агробизнес, какие возможности для развития дают современные технологии и инструменты финансовой поддержки фермерства.

Превзошёл учителей

Роман Якимчук, «АиФ-Башкортостан»: – Алексей Юрьевич, почему решили посвятить себя крестьянскому труду?

– В какой-то момент осознал: если вырос на земле, возделывать её – моё предназначение. Большую роль сыграл пример отца, Юрия Михайловича. В советское время он был главным инженером колхоза, в начале девяностых – одним из первых фермеров в районе. Мальчишкой часто пропадал у него на работе среди тракторов и комбайнов. Окончив школу, обосновался с семьёй в Мелеузе, работал на местном сахарном заводе, получил диплом менеджера в Мелеузовском филиале университета технологий и управления. Но тяга к крестьянскому труду оказалась сильнее, захотел вернуться в родное Троицкое. Стал развивать хозяйство на территории бывшего колхоза. Пришлось много сил и средств вложить в реконструкцию помещений: восстановил склады, построил столовую для работников, благоустроил зерноток, который стал нашей производственной базой. Семья моё решение поддержала, все эти годы близкие посильно участвуют в общем деле. Жена Анна трудится не в аграрной сфере, но по возможности помогает в выходные, во время отпуска. Наши дети, Вячеслав и Татьяна, школьники, тоже понемногу знакомятся с крестьянским трудом. Радует, что сын, как я в его годы, интересуется новой техникой. Буду счастлив, если в будущем они захотят работать вместе со мной. Дел невпроворот: обрабатываем 2500 гектаров земли, 60 из них – отцовские, он передал их мне в прошлом году.

Алексей Шамин добился лучших в районе урожаев зерновых и подсолнечника. Фото: Из личного архива/ Гулия Шагигалина

– Крестьянский труд у многих ассоциируется с плугом, пашней, а применяемая вами технология No-Till не предусматривает традиционной обработки. В чём её преимущества?

– В 2012 году мы начали с минимальной обработки почвы. Через три года решили попробовать No-Till по примеру соседнего хозяйства – ООО «Дружба». Всё просто: по полю проходят сеялки с анкерами, царапают почву и закладывают семена. После уборки поле покрывает мульча – сухие остатки растений, помогающие удерживать влагу. Экономия на технике, горючем, затратах труда очевидна: не нужно пахать, бороновать, культивировать почву. Зерно растёт естественным путём, без дополнительной обработки. В 2019 году собрали в общей сложности порядка 5000 тонн пшеницы, ячменя и подсолнечника. Стараемся правильно подобрать сорта семян, чтобы максимально увеличить производительность растениеводства. Могу с гордостью сказать: по урожайности некоторых культур мы превзошли своих учителей. При примерно одинаковой урожайности пшеницы получаем с гектара в среднем больше ячменя, чем «Дружба»: 35 центнеров против 31,1 и подсолнечника – 27 центнеров против 22,6. В 2018 году заняли первое место в ежегодном всероссийском конкурсе урожайности гибридов кукурузы и подсолнечника, организованном компанией «Пионер», в номинации «Лучшая урожайность гибрида подсолнечника «Пионер» на территории «зона без орошения, северная зона». В прошлом году получили золотую медаль на выставке «Золотая осень» в номинации «Технология возделывания ячменя».Многие фермеры стремятся перенимать наш опыт.

– Проблем со сбытом не возникает?

   
   

– Покупатели найдутся, стоит лишь предложить. Мы, разумеется, заинтересованы в стабильных партнёрах. Четвёртый год успешно сотрудничаем с оренбургской компанией «Агроэлита», через них реализуем до 70% урожая по выгодной цене. Подсолнечник сдаём на маслоэкстракционный завод в Маячном.

Жара не помеха

– Даже при столь продуктивной технологии деньги фермеру всё равно нужны. Как решаете финансовые вопросы?

– Деньги необходимы всегда: на покупку техники, средств защиты растений и многого другого. Так сложилось, что с первых дней моей работы на селе рядом всегда был Россельхозбанк, именно там я взял первый кредит. Привлекло, что банк государственный, ориентирован на сельское хозяйство, предлагает большой выбор финансовых инструментов поддержки фермеров и процентные ставки выгодные. Теперь это наш основной партнёр, который помогает с финансированием сезонных работ, обновлением техники. Я дорожу этой дружбой. В прошлом году у нас значительно выросли посевные площади: к 600 гектарам добавилось ещё 1900, потому что пайщики попросили, чтобы я обрабатывал их землю. Я был этому рад, но понимал, что финансово такие площади потянуть будет трудно. Спасибо банку-партнёру – очень выручил. Кроме того, благодаря его поддержке приобрели два комбайна. Посмотрим, каким будет новый урожай – возможно, купим ещё.

– Жара, наверное, плохо влияет на посевы?

– У нас полтора месяца не было дождя. Думаю, озимые и подсолнечник уродятся хорошо, а яровых получим процентов на 20 меньше, чем ожидали. Неприятно, но не критично.

Технология «No-Till» предполагает минимальную обработку почвы. Фото: Из личного архива/ Гулия Шагигалина

– Сколько человек нужно, чтобы возделывать 2500 гектаров земли?

– В хозяйстве пять постоянных сотрудников, люди молодые, работоспособные. При необходимости привлекаем помощников для сезонных работ. В общей сложности задействовано не более 10 человек. При этом они получают достойную зарплату, основа которой ‑ ежемесячный стабильный оклад, 25 тысяч рублей, которые платим круглый год, независимо от интенсивности работы. Поскольку все рабочие деревенские, имеют личное хозяйство. Поэтому дополнительно к зарплате обеспечиваю их кормами, сеном – каждый берёт по потребности. Во время посевной, уборочной выдаём премию. С учётом всех выплат средняя зарплата достигает 45-50 тысяч.

– У вас солидный опыт в фермерстве, знаете, как работал отец. Что изменилось в агробизнесе за последние десятилетия?

– Невольно сравнивая себя с отцом, прихожу к выводу, что в девяностые, когда он начал самостоятельно работать, фактически топтался на месте. Результаты его труда не позволяли строить больших планов, развиваться. Сейчас благодаря новой технике и современным агротехнологиям существенно выросли урожаи, а доступность разнообразных инструментов финансовой поддержки открывает множество перспектив. Сегодня есть не только желание, но и возможности развиваться.

– В 90-е фермеры не мечтали о цифровизации, а сейчас Россельхозбанк запускает для них цифровую экосистему с широкими возможностями: сбыт, поиск кадров, финансовые сервисы. А что интересно вам?

– Очень своевременный сервис, надо бы посмотреть на его возможности. Я хочу видеть в такой системе возможность поиска партнёров, компаний, реализующих необходимую фермерам продукцию. Например, средства защиты растений. Было бы здорово собрать в одном месте актуальную информацию о финансовых инструментах банка, получить возможность ещё более оперативно подавать заявки на кредиты.

Новые цели

– Недавно вы начали развивать мясное животноводство. Есть успехи?

– В 2017 году выкупили активы бывшего хозяйства «Колос»: ферму, зерносклады. А поскольку кормовая база имеется, решили освоить и животноводство. Начали с небольшого поголовья свиней и крупного рогатого скота, которых держали для нужд хозяйства, потом решили производить мясо на продажу. Возможности фермы позволят выращивать до 800 голов крупного рогатого скота. Понятно, что такой объём тяжело заполнить сразу, но я и не стремлюсь к сиюминутным результатам. Крупный рогатый скот закупаем у местного населения, а свиное поголовье – в Уфимском селекционно–гибридном центре. Открыли в Мелеузе собственный магазин «Фермерское мясо». Горожане оценили экологически чистую, натуральную продукцию, товар не залёживается. Кроме мяса здесь можно купить пельмени домашней лепки. Есть желание расширить ассортимент, развивать переработку. Будем ориентироваться на спрос. В планах завести небольшое дойное стадо на 100-200 голов, чтобы и молоко было своё.

– Каковы текущие планы хозяйства?

– Планов много, были бы возможности их реализовать. Нужно построить тёплый гараж, чтобы зимой рабочие могли в комфортных условиях заниматься ремонтом техники. Необходим ещё один склад. Хотим закупить скот к зиме. Хлопот много, но все они приятные.