У поля погоды. Из-за жары в Башкирии гибнут посевы

Надежда на сохранение посевов пока остаётся. © / freepik.com

По данным минсельхоза Башкирии, из-за аномально жаркой погоды уже потеряна часть озимых культур. Какой прогноз по урожаю дают аграрии и как пытаются спасти посевы, выяснял «АиФ-Башкортостан».

   
   

Какой прогноз

Аграрии и чиновники отраслевого ведомства обеспокоены последствиями засухи, которая длится больше месяца. Уже есть основания говорить о её негативном влиянии на озимые культуры, которые сейчас формируют колос и закладывают урожайность при недостатке влаги в почве. Прогнозируется снижение урожая минимум на 20-25 % к прошлому году – тогда озимые дали 1,2 млн тонн зерна.

«Яровые культуры на полях тоже уже подходят к фазе кущения (формирование количества стеблей с колосом на одном растении), – прокомментировал замминистра сельского хозяйства Ирик Сураков. – Прохождение этой фазы без влаги в почве также отрицательно повлияет на урожайность».

Другая сторона проблемы – экстремальная жара способствует активному развитию сорняков и вредителей на растениях, что тоже может негативно повлиять на будущий урожай.

«К сожалению, влага ушла, наблюдается атмосферная засуха, но режим ЧС мы объявить не можем, так как пока, несмотря на аномальную жару, растения развиваются, и массовой гибели посевов нет, – сообщил глава минсельхоза Ильшат Фазрахманов. – Рекомендуем обратить особое внимание на обработку посевов в связи с резким увеличением количества вредителей и сорняков. Работы рекомендуется проводить в ночное время».

Дожить до следующего года

Руководитель сельхозпредприятия в Бакалинском районе Руслан Давлетшин считает, что весенне-полевые работы осложнили как минимум три фактора, которые в конечном счёте отразятся на урожае.

   
   

«Первая проблема – подорожали удобрения: цены поднялись на 35% к прошлогодним – с 14 тыс. до 23 тыс. за тонну, что ударило по карману, ведь рост прогнозировали до 20%, – прокомментировал аграрий. – А без минеральных удобрений нет смысла работать. Вторая – в этом году нет субсидирования части затрат на приобретение минудобрений. И в ближайшие полгода такая поддержка не ожидается (в 2020 году к завершению посевной аграрии уже получили субсидии, они помогли 4-5 месяцев, ведь все деньги были вложены в землю). Сегодня существуем только на собственные средства и за счёт лизинга. Удорожание посевной произошло серьезное: кроме минудобрений, выросла стоимость техники и оборудования. Третий момент – засуха. Тяжело формируются озимые, кущение очень слабое. Пересевать бесполезно, единственный выход – подкормить удобрениями, увеличивать дозы на гектар. Думаю, в основном пострадают зерновые культуры. В целом на 15% снизится урожай подсолнечника, на 15-20% – зерновых и сахарной свеклы. Предполагаем, что недополучим 2,5 тыс. тонн зерна – это не менее 15%, и это ещё не так плохо».

По словам Давлетшина, в сельхозпредприятиях, где не вносили минудобрения и средства защиты растений, не использовали новую технику, недополучат половину урожая. В конечном счёте (три фактора плюс введение экспортных пошлин, сдерживание роста цен на продукцию) весь удар примут на себя сельхозпредприятия. Но тяжёлым, по мнению агрария, будет не этот, а следующий год.

«Потому что кредиторские и лизинговые обязательства небольшие хозяйства погасить не смогут (крупные смогут перекредитоваться), – считает Давлетшин. – Поэтому нужна точечная господдержка (по минудобрениям и погектарная) сельхозпроизводителей. Это позволит аграриям дожить до следующего года. Вполне вероятно, что грандиозные планы на развитие приостановятся – запасов и резервов мало. Считаю, не надо поднимать цену на зерно, нужно её зафиксировать. Она комфортна для аграриев (по итогам 2020 года вышли на чистую прибыль 35-40%) и рынка в целом. Сохранение цен позволит сгладить и негативный фактор в виде засухи».

Один позитивный момент в ситуации всё же есть: аномально жаркая погода способствовала быстрому созреванию кормовых трав, которые, согласно технологии, необходимо косить накануне цветения. Поэтому уже дан старт началу кормозаготовительных работ.