Ашкадарская перезагрузка. Как вывести сельхозпроизводство в «плюс»

Один из современных коровников на Нордовском молочном комплексе. © / Рина Гильманова / АиФ

Новоформатный подход руководства ООО «Ашкадарский» не только перевернул привычные представления о ведении сельского хозяйства, но и вывел его на достойный уровень. Потому реализуемый здесь молочный инвестпроект – один из приоритетных в республике. Об этом наш разговор с заместителем директора по производству Ильнуром Халитовым.

   
   

Не жалел ни дня

Айгуль Нургалеева, «АиФ-Башкортостан»: Как вы, молодой дипломированный инженер по строительству и ремонту газонефтепроводов, решились работать в деревне? Ведь обычно молодых никаким калачом не заманишь в сельхозпроизводство.

Ильнур Халитов: В Корнеевке мой родительский дом, здесь отец Илдус Тимерханович (руководитель ООО «Ашкадарский» – Авт.) долгие годы работал в хозяйстве главным экономистом (окончил тогда ещё сельхозинститут с красным дипломом). Спустя время, в 2007 году, он, заложив дом (он до сих пор в залоге) и взяв кредит, вложился в колхозы-банкроты и начал потихоньку поднимать хозяйство. В первый же день он раздал часть долгов по заработной плате работникам, которые давно не видели живых денег. Первые пять лет он работал без единого выходного. Тогда я, конечно, скептически относился к решению отца. Но понимал, что это дело всей его жизни. Я в это время поступил в Уфимский нефтяной университет, выучился на хорошую специальность. На практике поездил по вахтам – месяц в одном регионе, месяц в другом. А на дипломную практику устроился в СПК: возил материалы, людей, но к ферме близко не подходил. Прошли посевная, уборка и как-то заглянул на Нордовскую ферму. Увидел на шее коров ошейники с датчиками, спросил, для чего они? Работники ответили: мол, номер животного определяют. Чтобы разобраться в автоматической системе управления стадом, я съездил в Израиль. Оттуда вернулся уже совсем другим человеком – с горящими глазами, со стремлением всё изменить. С тех пор начал отвечать за всё животноводство. 1 апреля будет пять лет. И ни одного дня не жалел, что поменял нефтянку на сельское хозяйство.
Комбикормовый завод территория Фото: АиФ/ Рина Гильманова

– Судя по показателям ООО СП «Ашкадарский» - надой на корову за прошлый год – 9702 кг, за день от коровы получаете до 65 литров молока – вы лидируете в Башкирии. Это благодаря инвестпроекту?

– Без вложений и субсидий трудно было бы чего-то добиться. Хорошо, что есть поддержка со стороны правительства и Минсельхоза республики. Действительно, в новый молочный комплекс, рассчитанный на 1300 дойных коров, вложено более полумиллиарда рублей, из них 188 млн – кредиты и около 100 млн субсидий на приобретение племенного скота, оборудования и техники. Строительство ещё не завершено, к концу года два доильных зала запустим на полную мощность. Пока здесь 730 коров. На комплексе трудятся 19 человек. Но всё начинается с настроя на перемены, другого мышления. Когда я приехал из Израиля и начал внедрять все идеи, работники на меня как на инопланетянина смотрели. Сколько было ссор, непонимания со специалистами. Приходилось переучивать думать и работать по-новому. От симментальской породы мы полностью отказались. Заменили их племенными нетелями голштинской породы из Калининграда, Татарстана, Свердловской области, Германии. В прошлом году купили 408 тёлок из Дании. В этом планировали привезти 400 голов из Германии. Но вмешался распространившийся по Европе коронавирус. Из-за него евро сразу вырос на 6 рублей, на 5 млн руб. удорожив сумму за партию. И падение рубля продолжается.

Телятника с климат-контролем нет ни на одной ферме в республике. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

– Теперь откажетесь от этих планов?

– Я не сторонник возить скот из Европы, но у нас в стране очень тяжело найти такое количество скота. И немецкие коровы показали себя лучше датских. Из четырёх тысяч поголовья КРС у нас сегодня
1250 коров. Наша цель - довести дойное поголовье до 2000, а валовой надой - до 50 тонн. Сегодня получаем с четырёх ферм 38 тонн, из них 36 сдаём на Белебеевский молзавод, остатком поим телят до двух месяцев. Кстати, из нашего молока белебеевцы делают новый сыр – мягкий с белой плесенью. На его производство идёт молоко евростандарта, наше стопроцентно ему соответствует. Полтора года назад мы сотрудничали с другим переработчиком молока из Стерлитамака. Но разорвали с ним договор из-за того, что занижал показатели жирности и содержания белка в продукции. Чтобы не терять рубль с каждого килограмма, я доказывал жирность 4% и белок 3,4% через независимую экспертизу, но на другой день всё повторялось. Стабильно 15% коров у нас в сухостое. Сейчас в процессе отёла поголовье из Дании. У нас нет сезонности, дешёвого летнего молока. На мой взгляд, переработчикам просто выгодно так считать. Вскоре хотим получить племенной статус и продавать своё поколение нетелей. Но если честно, очень жалко их отдавать!

   
   

Не мычат, а жуют

– За прошлый год вы построили три коровника, доильный зал и родильное отделение. Это всё капитальные здания? Не дешевле из тента?

– Мы не сторонники тентовых коровников. Я  бы не рискнул строить такой коровник, хоть производители и обещают 25 лет гарантии. Наш капитальный и прослужит, надеюсь, вдвое дольше и обошёлся дешевле тентового, потому что строили сами. Первое здание на 400 голов мы заложили весной прошлого года и уже запустили. А последний коровник сдали в конце февраля этого года - фантастика! В этом году планируем поставить помещение для молодняка, построить силосные траншеи и навесы для хранения сена и соломы. В прошлом году мы заложили курган из кукурузного силоса объёмом 8 тыс.тонн – он стал самым большим в республике.

Мощность нового комбикормового завода – 100 тонн в смену. Фото: АиФ/ Рина Гильманова

– Что присутствует в рационе животных?

– Всё своё, натуральное – силос, сенаж. В прошлом году получили хороший урожай кукурузы – 370 ц/га зелёной массы. Плюс освоили новую технологию – из початков кукурузы заготовили 3,5 тыс. тонн карнажа (богатый белковый корм для КРС). В середине февраля мы запустили собственный комбикормовый завод. Сегодня производит 30-40 тонн в день, мощность до 100 тонн в смену. Пока здесь готовят корм по 13 рецептам, но перечень расширится. Небольшая часть зерновых (пшеница и ячмень) смешивается с белковой. Для этого закупаем три вида шрота – соевый, рапсовый, подсолнечный, полножирную сою. Во всех рационах также присутствует минерально-витаминная добавка фирмы SCHAUMANN (Австрия), мочевина, монокальций, сода, соль, мел. Например, раньше принято было корову в сухостое лишать полноценного корма. А мы, наоборот, дорогие премиксы на неё не жалеем, зато потом и отёл проходит хорошо, и восстанавливается она быстро. Поэтому в коровниках у нас животные не мычат, а жуют или отдыхают. А выход мяса с быков на откорме – 53-54%, в 14 месяцев достигают 480 кг. Для молочной породы это очень хорошие показатели.

Путёвка в здравницу

– Какая у ваших работников зарплата? Испытываете кадровый голод?

– Всего у нас занято 150 человек. Средняя зарплата - около 37 тысяч рублей, выплачиваем два раза в месяц. К примеру, в прошлом месяце на Нордовском молочном комплексе у доярок вышло по 1500 рублей в день - за 20 дней это 30 тысяч. Механизаторы за сезон зарабатывают по 300 тысяч. Два года подряд наши работники Сергей Локтионов и Сергей Головин за лучшие показатели получили ключи от Нивы-Шевроле из рук главы республики.

Так, новый техник искусственного осеменения раньше работал в Газпроме и преподавал тайский бокс. За февраль он заработал 52 тысячи. У его напарника  доходит до 90 тысяч, зависит от объёма. Кроме того, у животноводов есть доплата за качество и соматику молока, технологию доения, количество поголовья. Они прямо заинтересованы в результате. Привлекаем их не только зарплатой. Ведь заработок человек должен тратить на себя и семью, а не оплачивать съёмную квартиру, коммуналку, связь. Жизнь с каждым днём дорожает. Поэтому все эти расходы предприятие берёт на себя. По квитанции мы оплачиваем комуслуги в размере 3 тыс.рублей, аренду квартир и т.д. Мы планировали построить дома для специалистов, но возникли трудности с оформлением земли. Обещают, конечно, льготные ипотеку и кредиты для сельчан, но когда ещё это дойдёт до наших деревень! Лучших работников премируем путёвками в санатории республики и за границу. По итогам прошлого года 15 человек отдохнули. В каждой деревне у нас есть столовая. Обед для работников стоит 10 рублей, раньше было бесплатно, но налоговая инспекция сказала, что это нарушение.

Мечеть Корнеевка Фото: АиФ

– Где находите специалистов?

– Один из управляющих фермой – мой двоюродный брат, который, как и я, окончил нефтяной вуз и работал в крупной компании в Уфе. Год назад уговорил его приехать к нам. Он не жалеет о сделанном выборе, а по знаниям положит на лопатки 70% старых животноводов. Нужны ещё управляющие, ветеринары, водители, механизаторы. Обучаю всему сам. И в командировки за границу будем для этого отправлять. Основное население наших деревень не желает работать в сельском хозяйстве и ездит в Салават на комбинат. Не видят престижа работы в сельском хозяйстве. На нашем примере видно, что не в городе, а в деревне можно хорошо заработать и жить.

Ильнур Халитов ведет в Инстаграме свою страницу, где делится с подписчиками своими наработками и идеями.